PDA

Просмотр полной версии : Тестовая ветроустановка для проверки параметров винта


hecs
31.08.2011, 18:26
Какие будут комментарии?

hecs
31.08.2011, 20:25
Пожалуй нужно ещё добавить мощность ушедшую на борьбу с залипаниями, но как её оценить?

Bosoiy
31.08.2011, 20:29
hecs,a что во вложениях? И чё меряет синий тестер?

hecs
31.08.2011, 21:03
hecs,a что во вложениях? И чё меряет синий тестер?

Измеряемый винт и результаты измерений. Синий мерит ток на акб.

Bosoiy
31.08.2011, 21:11
А как это,переменки 7,5 а постоянки почти 20...? Уж не благодать ли осенила?

hecs
31.08.2011, 21:27
Там нет переменки, там всё постоянка. Синий- ток на акб, жёлтый - ветер, чёрный обороты. Но нужно коэффициенты учитывать, в таблице всё уже переведено.
А пардон, клещевой мерит ток на акб. Мы между собой его синим обзываем, а тот что с жёлтой окантовкой жёлтым. Я не дальтоник, но так сложилось :).

Bosoiy
31.08.2011, 21:39
Жёлтый,значит жёлтый. И сколько там ветра?

hecs
31.08.2011, 21:44
Вот дёрнуло фотку выставить:ireful:... В этом диапазоне коэф. 2,5.

Bosoiy
31.08.2011, 21:53
Чё горячишся? Просто интересно на каком ветре 7,5А получилось... Винт так без разгонных и остался?

petruha256
31.08.2011, 22:12
Ну что можно сказать по этому вопросу.......?
по этому вопросу трудно что-либо сказать.

petruha256
31.08.2011, 22:41
В рабочем диапазоне КИЭВ получился 0,25-0,26, недобор больше 30%. Наивно было полагать, что такой небольшой винт с такой немаленькой для него быстроходностью выдаст расчетный КИЭВ 0,36. А так хотелось...

По быстроходности недобор совсем маленький получился, почти в точку.
Hecs, ты специально нагрузку подгонял под ветер, чтобы в быстроходность попасть?

Вот теперь незадача - понять почему недобор по КИЭВ получился, из-за ухода углов под нагрузкой, или из-за того, что поляры слишком оптимистичные.

Добавлено через 22 минуты
Для полноты эксперимента наверное стоит погонять с нагрузкой на 20-25% больше и меньше.
Завтра подумаю, может еще какие признаки в снятой характеристике свидетельствуют о причине недобора. На первый взгляд в записи есть моменты, по которым можно сделать робкое предположение о том, что винт немного перегружен.

hecs
31.08.2011, 23:17
ты специально нагрузку подгонял под ветер, чтобы в быстроходность попасть?
Случайно вышло, при другом подключении обмоток винт вообще не тянул.
Нужно учесть реактивный момент якоря, тобишь залипания. Гена для этого винта большой, включение ОВ на ходу приводит к заметному сбросу оборотов (без нагрузки). Мощность уходящая на эти залипания может оказаться существенной.
Для полноты эксперимента наверное стоит погонять с нагрузкой на 20-25% больше и меньше.
Если ветер будет - погоняю, сейчас нагрузкой был акб, а так придётся нихром подбирать.

Сергей
01.09.2011, 00:40
hecs, в твоём мышлении есть одна ошибка. (Пойми правильно, это моё мнение. А ты можешь отстаивать своё.)
Пожалуй нужно ещё добавить мощность ушедшую на борьбу с залипаниями, но как её оценить?
Мощность на преодоление залипаний не затрачивается.
Нужно учесть реактивный момент якоря, то бишь залипания
Реакция якоря и залипания, это разные вещи.

включение ОВ на ходу приводит к заметному сбросу оборотов (без нагрузки). Мощность уходящая на эти залипания может оказаться существенной.Вот ты пишешь включение ОВ, и в то же время "без нагрузки". Так как раз вот здесь обмотка возбуждения уже и есть нагрузкой, но это не залипания тормозят винт а нагрузка в виде обмотки возбуждения. Можешь легко проверить. Когда винт раскрутится, дай на ОВ какой нибудь ток от сторонего БП, а статор оставь без нагрузки. Тогда ты увидишь, тормозят залипания винт или нет. То есть так ротор это просто кусок железа, а когда подашь ток возбуждения он станет 12-ти полюсным магнитом.

Александр
01.09.2011, 01:00
Реакция якоря и залипания, это разные вещи.
Hecs не говорил про реакцию якоря. Он говорил о реактивном моменте. А реактивный момент - это по-научному - залипания. Вольдека почитываем иногда?

Мощность на преодоление залипаний не затрачивается.
На чём основано утверждение? (Практически нет разницы между залипаниями и трением, всё то же самое. Если бы на преодоление трения не затрачивалась мощность, был бы возможен вечный двигатель на радость многим его изобретателям...) Для их преодоления затрачивается работа. А работа за единицу времени - это мощность.

Сергей
01.09.2011, 01:53
Александр, откуда эта цитата? Зелёного цвета...

Сергей
01.09.2011, 02:03
Насчёт реактивного момента согласен. Если это тот момент который вызван поперечными токами в железе статора и он тем больше чем больше скос. Но этот момент не остановит раскрутившийся винт. Насчёт сравнивать трение с залипаниями? Давай обсудим:)...

Александр
01.09.2011, 03:10
Сергей,
Это не цитата. Это комментарий.
Реактивный момент = залипания. Наматываем на ус, зарубаем на носу...
Реактивный момент вызывается взаимодействием зубцов статора с зубцами ротора, а не поперечными токами в статоре. Скос позволяет уменьшить реактивный момент, или даже свести его к нулю. А поперечные токи в статоре уже возникают, как побочный эффект скоса, да и то - только тогда, если изоляция пластин в статоре плохая.
Про раскрутившийся винт - это не совсем удачный пример. Когда винт уже раскрутился, то те несколько ватт, которые расходуются на залипания (они же - реактивный момент), уже абсолютно не играют никакой роли. Винт этого уже не почувствует. Но в самом начале, пока винт ещё только собирается стартовать, или только начал вращаться, они сильно мешают, не позволяя винту разогнаться.
Каждое залипание имеет определённую ширину, которую можно определить. Например, в градусах. Можно сосчитать, сколько таких залипаний приходится на один оборот ротора. Зная величину в Ньютонах на метр момента страгивания, зная угол, на который приходится этот момент, помня о том, что в промежутках между залипаниями момент равен нулю, можем определить, опять же, в Ньютонах на метр, - средний момент вращения. Или усреднённый. Кому как больше нравится. Зная величину усреднённого момента и имея некоторую скорость вращения - легко определяем механическую мощность в ваттах, потребную на вращение генератора без нагрузки. Чего тут ещё нужно обсуждать? Всё предельно ясно.

hecs
01.09.2011, 10:12
Когда винт уже раскрутился, то те несколько ватт, которые расходуются на залипания (они же - реактивный момент), уже абсолютно не играют никакой роли. Винт этого уже не почувствует.
Когда винт соответствует генератору, то оно пожалуй так и есть. А Для этого винта этот генератор великоват и если раскрутившемуся на холостом винту подать возбуждение, он его прилично тормозит. Когда будет ветер, замерю ещё на сколько точно обороты падают.
И ещё, число залипаний на оборот я замерю, момент тоже. Но как расчитать ту долю где залипания якобы отсутствуют? Ведь винт до определённого момента сопротивляется повороту, потом сопротивление плавно падает, а затем резкая смена направления, где винт уже не сопротивляется а наоборот, а затем всё по новой. Просто усреднить, мне кажется не будет правильным, т.к. ширина пазов меньше ширины зубов, но разбирать гену что бы замерить соотношение неохота.

Сергей
01.09.2011, 12:45
Теперь моя очередь:).
Скос позволяет уменьшить реактивный момент, или даже свести его к нулю. А поперечные токи в статоре уже возникают, как побочный эффект скоса, да и то - только тогда, если изоляция пластин в статоре плохая. Александр, То что я понял из прошлых твоих объяснений так это то, что если представить статор из пластин толщина которых стремится стать бесконечно малой, то поперечные токи стремятся к нулю. А в тех местах где плохая изоляция между пластинами происходит типа их утолщения на площади контакта и соответственно увеличение этих токов на этой площади. Наверное где-то так.
А вот по поводу этого:
Зная величину в Ньютонах на метр момента страгивания, зная угол, на который приходится этот момент, помня о том, что в промежутках между залипаниями момент равен нулю,
Почему-то у меня возникают сильные сомнения. В промежутке он не равен нулю. Он ровно такой-же, но с противоположным знаком. То есть, силу которую мы затратили на преодоление этого залипания от нулевой точки промежутка до максимума (где оно переваливает на другую сторону), мы получаем в виде толчка к нулевой точке промежутка. Я это, для своего понимания, сравниваю с работой компрессора. В каждом компрессоре есть мёртвый объём. И вот когда объём сжимаемого газа полностью помещается в этот мёртвый объём, давление нагнетания прекращает расти и компрессор работает в холостую то есть не выполняя никакой работы. А нагрузкой на его привод являются чисто механические потери на трение. Примерно те же процессы происходят если работать на разряжение. Энергия затраченная на ход поршня в одном направлении полностью компенсируется при движении в обратном. Это я образно. Конечно там есть потери и на нагрев при сжатии и прочее. Но в общем где-то так. Так что сравнивать залипания с трением, по моему не совсем правильно. Хотя сегодня постараюсь проверить какая мощность тратится при появлении этого магнетизма.

Добавлено через 3 минуты
Вот и hecs, примерно о том-же:
Ведь винт до определённого момента сопротивляется повороту, потом сопротивление плавно падает, а затем резкая смена направления, где винт уже не сопротивляется а наоборот, а затем всё по новой.
Но мощность на преодоление залипаний и мощность затраченная на возбуждение, это разные вещи...

hecs
01.09.2011, 15:33
Но мощность на преодоление залипаний и мощность затраченная на возбуждение, это разные вещи...
Я думаю это очевидно и мощность затраченная на возбуждение в таблице учтена. Но винт тормозится при подаче внешнего независимого возбуждения при разомкнутых контактах обмоток.

Сергей
01.09.2011, 17:39
hecs, постараюсь сегодня вечером проверить. Аж самому интересно стало...

petruha256
01.09.2011, 19:18
Я вот подумал..
если ток измеряется на постоянке, то клещи должны показывать только величину пульсаций тока, а не сам ток, или я чего-то не понимаю?:scratch_one-s_head:

Mike
01.09.2011, 20:25
petruha256

Существуют клещи которые кроме переменного измеряют и постоянный ток, но они существенно дороже обычных.

hecs
01.09.2011, 20:52
Эти клещи постоянку измеряют.

petruha256
02.09.2011, 01:24
:shok: да, отстал я от жизни... до чего техника дошла, эффект Холла однако....

Mike
02.09.2011, 20:02
эффект Холла однако....
Ага он самый.

hecs
02.09.2011, 20:39
Замерил страгивание при включённой ОВ - 0,84н/м. Точек залипания 48. Насколько скидывает обороты, замерить пока не удалось, ветра небыло.

Сергей
02.09.2011, 21:04
hecs, "при включённой". Это как-то растяжимо. А можешь измерить в нескольких точках? Ну скажем 1А, 3А и 5А возбуждения. Залипания будут увеличиваться. А вот на сколько? Да и ещё как то по потребляемой мощности этого возбуждения определиться...

Добавлено через 1 минуту
Точек залипания 48. А сколько зубцов в статоре? 24, так что-ли?

hecs
02.09.2011, 21:51
А сколько зубцов в статоре? 24, так что-ли?
Без понятия.
hecs, "при включённой". Это как-то растяжимо. А можешь измерить в нескольких точках? Ну скажем 1А, 3А и 5А возбуждения.
А зачем? Сопротивление то постоянное, напряжение тоже, ток я мерил - около 1 А.
Осталось определить какую мощность они (залипания) отбирают.

hecs
02.09.2011, 22:14
У меня получилось 12,5 ватт, не особо и много. За средний момент взял 0,4.

M — момент силы, — угловая скорость, — число пи, n — частота вращения (число оборотов в минуту, об/мин).

hecs
02.09.2011, 22:24
А вообще, если учесть, что я считал для 300 оборотов а на этих оборотах наша мощность всего 30-40ватт то вроде даже более чем достаточно получается. Для 350 оборотов - 14, что почти 20%.

Сергей
02.09.2011, 22:31
hecs, может я непонятно спрашиваю? 1А при 5V это 5W. А 1А при 12V это 12W. Я же спросил о потебляемой мощности возбуждения. А ты про мощность затраченую на залипания. И ещё я спросил, как ток возбуждения влияет на момент страгивания? Теперь ясно, что при 1А 0,84Нм (у тебя чё-то 0,84н/м). А при двух амперах? При трёх? Интересно было-бы эту зависимость узнать...

hecs
02.09.2011, 23:28
Сопротивление ОВ 10,4 ом. Мощность можно посчитать, на акумуляторе было 13 вольт.
А при двух амперах? При трёх? Интересно было-бы эту зависимость узнать...
Не хотелось бы тратить время на сбор той информации, польза от которой не очевидна. Тем более опять мачту опускать, а помошник свалил, да и комары там ну оочень зубастые... В другой раз :)...

Добавлено через 33 минуты
Насчёт погонять с меньшей нагрузкой, наверное можно ОВ извне запитать а ток мерить на томже акб?

Добавлено через 14 минут
petruha256, Если это что то даст, могу ещё комплект лопастей сделать, из 200-ки. Нарисуйте какие.

petruha256
03.09.2011, 00:56
Насчёт погонять с меньшей нагрузкой, наверное можно ОВ извне запитать а ток мерить на томже акб?


Дельная мысль. Самое главное ток возбуждения не будет зависеть от оборотов, думаю так проще будет режимами управлять.


petruha256, Если это что то даст, могу ещё комплект лопастей сделать, из 200-ки. Нарисуйте какие.

Пока не стоит, я не до конца разобрался, куда мощность деётся, надо с этим винтом что-то решить. Вот морозы ударят... тогда подкину задачку, чтобы веселее было;%.


А зачем? Сопротивление то постоянное, напряжение тоже, ток я мерил - около 1 А.
Осталось определить какую мощность они (залипания) отбирают.

По идее залипания мощность отбирать не должны, они как храповик действуют. А вот если в железе статора замыкание, то получается торможение паразитными токами. Чтобы понять, что из этого имеет место быть, надо мощность померить механически, как Сергей делал, с перфоратором и весами.

Сергей
03.09.2011, 02:08
petruha256, вот и я об этом-же:
По идее залипания мощность отбирать не должны, они как храповик действуют. А вот если в железе статора замыкание, то получается торможение паразитными токами.
Вот эти токи и вызывают реактивный момент. Ну неустел я проверить это, всё сезон закончен, а вопрос остался открытым. Но если hecs, говорит что при подаче возбуждения тормозится винт??? И опять-же, я так до сих пор не понял, он питал ОВ от того-же генератора или отдельно? Я так понял, что он называл снижение оборотов винта вызванное залипаниями при подаче питания на ОВ. В общем бардак. Ладно, подождём пока он спустит отдельно питание ОВ потом посмотрим...

hecs
03.09.2011, 02:18
И опять-же, я так до сих пор не понял, он питал ОВ от того-же генератора или отдельно?
От того же, он на себя и на акб работал.

Сергей
03.09.2011, 02:33
hecs, ну и какой-же это холостой ход? Ты говорил, что залипания тормозят винт. Как это понять?

hecs
03.09.2011, 03:19
Ты говорил, что залипания тормозят винт. Как это понять?
Так и понимать - тормозят (без нагрузки, при питании ОВ от внешнего источника).
hecs, ну и какой-же это холостой ход?
На себя и на акб он работал во время тестирования под нагрузкой.
Я наверно вопроса не понял :unknw:

Александр
03.09.2011, 03:26
Сергей, я же специально выделил в предыдущем сообщении на данную тему жирным красным цветом равенство реактивный момент = залипания. "Реактивный момент" - это по науке, "залипания" - по народному. Поперечные токи тут ни при чём. Поперечные токи - это банальные короткозамкнутые витки в железе статора при хреновой изоляции пластин, и я бы пока советовал их оставить в покое, поелику они суть токи Фуко. Они проявляются при наличии "ватного" вращения генератора при отключенной нагрузке. И тоже жрут мощность. Наши ветряки обжирают вообще все, кому только не лень. К этому придётся привыкать и строить винты, так сказать, с учётом интересов...

По идее залипания мощность отбирать не должны, они как храповик действуют
Жрут они мощность. Жрут. При вращении они никуда не пропадают, просто размазываются по окружности тонким слоем, усредняясь. (И храповик - тем более, жрёт, превращая большую часть сожранной мощности в громкий храп, откуда и его название, а небольшую часть мощности - в нагрев самого храповика и зубчатки). В этом легко убедиться, установив на стенде между генератором и приводом измеритель крутящего момента. Измеритель покажет Ньютоны на метр, их достаточно помножить на скорость вращения в оборотах в минуту и поделить на десять. И станет известна мощность жора прямо в ваттах.

Сергей
03.09.2011, 09:16
Жрут они мощность. Жрут. При вращении они никуда не пропадают, просто размазываются по окружности тонким слоем, усредняясь.
Александр, в связи со своей необразованностью мне очень тяжело читать Вольдека, но вот интуиция чего-то тянется к petruha256. Да храповик это львинная доля потерь на трение. У нас их нет. Остаётся гул и вибрации, с этим согласен. Но ведь это-же мизер. И просто взять момент страгивания усреднить поделив на два и из этого получить мощность затраченную на эти потери? Ну согласись так то-же нельзя. Вот у меня на АИРе винт стартует на 3,7м/с. А ведь сколько раз я наблюдал, что анемометр стоит а винт вертится. Это как правило вечерами в ти*** погоду. А момент страгивания у него 0,35-0,4Нм. Так какие там затраты на его залипания?

hecs
03.09.2011, 12:12
Остаётся гул и вибрации
А гул ничего такой появляется при включении ОВ, а вибрация, ооо... Земля возле мачты вибрирует, без шуток.

Добавлено через 3 минуты
Чтобы понять, что из этого имеет место быть, надо мощность померить механически, как Сергей делал, с перфоратором и весами.
Помню, что это где то описывалось, но найти не смог, ткните если не трудно.

Сергей
03.09.2011, 15:22
hecs, это вот здесь я проверял
http://windpower-russia.ru/forum/showpost.php?p=12735&postcount=1016
но в твоём случае мне кажется достаточно проверить потребляемый ток на ХХ и при подаче возбуждения. Перфоратор достаточно мощный, а нагрузка небольшая так что разность КПД будет не существенной.

hecs
03.09.2011, 15:58
Придумал как проще замерить отбираемую залипаниями мощность. Замер оборотов на холостом ходу у нас есть, нужно теперь сделать такой же замер с включённой ОВ, что я и сделал. Надеюсь точно, приходилось ловить моменты между порывами, но снимал серией и записывал только те показания которые повторялись более чем на трёх снимках. В принципе результат соответствует субъективному.

hecs
03.09.2011, 16:05
Бред какой то получается, как залипания могут столько мощности отбирать? Таблицу убрал, перемерю, не может быть такого. И вообще не понимаю, как винт под нагрузкой может иметь почти те же обороты, что у него были на холостом ходу?

Bosoiy
03.09.2011, 17:09
Какой то тупик! Что за чёрт! Не пойму,почему столько времени на разбор этих залипаний? Надо,что то менять... Если иметь возможность регулировать ток подаваемый на ОВ то увеличивая его будут увеличиваться залипания и наоборот уменьшая...

petruha256
03.09.2011, 17:28
Жрут они мощность. Жрут. При вращении они никуда не пропадают, просто размазываются по окружности тонким слоем, усредняясь. (И храповик - тем более, жрёт, превращая большую часть сожранной мощности в громкий храп, откуда и его название, а небольшую часть мощности - в нагрев самого храповика и зубчатки).

Согласен, с храповиком сравнение не совсем удачное, ну а куда тогда уходит мощность, сожраная залипаниями?
Некуда ей выходить, и поэтому не должна она потребляться на преодоление залипаний. Сначала мы магнит пытаемся оторвать от одного зуба, доводим до равновесия сил притяжения магнита к этому зубу и к следующему, и магнит начинает сильнее притягиваться к следующему зубу, и начинает отдавать работу, затраченую на отрывание его от предыдущего зуба.

Если здесь нет ошибки, то мощность тратится все-таки не на преодоление залипаний, а на токи Фуко в железе.
и тогда эти потери нельзя считать как произведение половины стартового момента на угловую скорость, их нужно ИЗМЕРЯТЬ механически!

Александр
03.09.2011, 17:38
Сергей, потери на залипания в чистом виде, действительно, невелики. Но и не равны нулю. У hecs, видимо, проблема не совсем в них. Скорее всего, там проблема с токами Фуко в железе статора. Производители автомобильных генераторов не сильно переживают, если потери на токи Фуко составят 20 - 30 - 50 а то и 100 ватт. Движок авто это схавает и не облизнётся. А ветряк - не схавает. Он будет плеваться, артачиться и ругаться нехорошими словами, но не работать нормально. Сборка статоров для генераторов авто для генераторов ветряков - это две разные вещи. После того, как для меня были изготовлены статорные пластины и я их собрал в пакет на сборочном стапеле, оказалось, что пластины замыкают между собой. Лаковое покрытие на пластинах очень некачественное, наверное, производитель экономит деньги. Что я делал? Заново отлакировал каждую вторую пластину, после этого статор снова собрал в стапеле, пропитал электротехническим лаком прямо в стапеле, после чего стянул пакет пластин между двух дисков и поместил в печь запекаться. 2 часа - разгон печи до температуры отверждения лака и 5 часов последующей выдержки. Затем часа три медленного остывания. После такого издевательства над железякой можно гарантировать, что токов Фуко, а соответственно и потерь на них, - не будет. Этот генератор, что я показывал последний раз - уже второй опытный образец, который скоро пройдёт тестирование на стенде. А первый работает на ветряке всё лето. Ветра, правда, немного, но кофе непосредственно на ветряке варил частенько.
Если мы задались целью избавить винт от лишних потерь, нам, хотим мы этого или нет, придётся серьёзно повозиться с генераторным оборудованием, чтобы привести его параметры в соответствие с требованиями ветряка. А это занимает много времени, труда и нервов. И только тогда начнут получаться приличные результаты.

Добавлено через 8 минут
petruha256, Чисто теоретически - вроде бы всё так, но на практике при вращении они создают вибрации и звук. Сюда и уходит сожранное. Немного, ватт 2 - 5 - 7. Но для маленького винта, да ещё и при слабом ветре, да в начале разгона - даже 0,5 ватта лишней нагрузки, если не катастрофа, то досадная неприятность. А токи Фуко - согласен, о них я как раз и говорил выше.

petruha256
03.09.2011, 17:51
Добавлено через 8 минут
petruha256, Чисто теоретически - вроде бы всё так, но на практике при вращении они создают вибрации и звук. Сюда и уходит сожранное. Немного, ватт 2 - 5 - 7....

Теперь всё сходится.

А с токами Фуко бороться задача не минутная, и в тестовой установке думаю проще их учесть, чем избавиться.

Александр
03.09.2011, 18:04
petruha256, да, сделать стенд с весами, как Сергей делал. И всё точно измерить.

hecs
03.09.2011, 18:07
Буду ждать другого ветра, щас дует так, что анемометр оказывается строго за мачтой и то порывами. Пластины статора у моего гены сварены, так что и токи Фуко наверняка имеют место быть... Но всё равно ощущение такое что при включении ОВ обороты падают на треть, это я ещё в первый день заметил. По крайней мере до 4,5м/с точно. Но по любому замерю, позже.

Александр
03.09.2011, 18:11
Но всё равно ощущение такое что при включении ОВ обороты падают на третьТак потому и падают на треть, что токи Фуко их хавают. Дай этим токам волю - так они и всю мощу сожрут, а не только некоторую её часть!
Как только ОВ включил - магнитное полу тут же понеслось вдоль по статору и на его замкнутых пластинах начали плодиться токи Фуко, будь они неладны... На предмет повысить температуру атмосферы.

hecs
03.09.2011, 18:23
Ну вот наверное туда наша недостающая мощность и девается. Ой как не хочется всё разбирать и опять гену на стол... Если адекватно падение оборотов замерить - не достаточно будет?

Сергей
03.09.2011, 19:57
Но всё равно ощущение такое что при включении ОВ обороты падают на треть, Опять-же повторюсь: Включать ОВ от отдельного БП.

Добавлено через 3 минуты
Ой как не хочется всё разбирать и опять гену на стол... Да не нужно трогать этого Гену. Он хороший. Хотя-бы потому, что мы можем возбуждением регулировать отбираемую с винта мощность.

Добавлено через 7 минут
Так потому и падают на треть, что токи Фуко их хавают
Александр, помнишь как Серкатый собрал пластины статора поперёк магнитного поля? Так он довольно долго вертел ротор пока статор не нагрелся до 50град. Так это вообще поперёк, а не на площадках с плохой изоляцией между пластин. В общем всё нужно измерять, а потом уже рассуждать.

Добавлено через 3 минуты
Если адекватно падение оборотов замерить - не достаточно будет?
Если-б знать мощность привода, то может и достаточно. А тут то всё построенно на том, что генератор является измерителем мощности. А что и куда в нём? Мы ни чего не знаем...

Александр
03.09.2011, 21:24
В общем всё нужно измерять, а потом уже рассуждать.
Без проблем! Я указал направление, куда следует идти, чтобы не получить граблями по лбу. А следовать ему, или нет - это уже личное дело каждого. Одно обнадёживает: граблей хватит на всех!:crazy:

Сергей
03.09.2011, 21:37
Зато не скучно:)

hecs
03.09.2011, 21:49
Опять-же повторюсь: Включать ОВ от отдельного БП
Ну так я только так и делал.

hecs
05.09.2011, 18:43
Думаю о способах по максимуму исключить возможные погрешности. На выходных замерю механический момент и холостой ход с включённой ОВ. Поскольку данные о совершенно холостом ходе у нас есть (ось на двух подшипниках), то сможем оценить влияние залипаний, токов Фуко и сальников на обороты. Вопрос по анемометру: при замере холостых, он стоял на уровне винта в в метре перед ним. А теперь 20 см ниже нижнего края и от 20 см перед до 0,5 м за, в зависимости от направления ветра. И что то меня это его положение смущает, в прошлый раз он вообще оказался за мачтой по отношению к ветру. Мож мне винт развернуть и сделать его подветренным, а анемометр вынести на 0,5-1 м перед ним по центру?

Саня77
05.09.2011, 19:41
а анемометр вынести на 0,5-1 м перед ним по центру?
Я бы поднял выше винта хотя бы на его диаметр.

Goga65
05.09.2011, 20:46
Я бы поднял выше винта хотя бы на его диаметр.
Заодно и молние-отводом послужит;%

hecs
05.09.2011, 21:07
Я бы поднял выше винта хотя бы на его диаметр.
А чем выше на диаметр лучше, чем метр впереди по центру? На мой взгляд лучше повторить условия съёма показаний холостого хода. Да и кронштейн как антенна на ветру начнёт вибрировать и ещё добавит "точности".

Саня77
05.09.2011, 21:45
А чем выше на диаметр лучше, чем метр впереди по центру?
Показания будут точнее независимо от направления ветра, винт не будет вносить погрешности.

hecs
09.09.2011, 16:06
Обороты в зависимости от ветра и "нагрузки". Холостой - это только ось на двух подшипниках, генератор с отключённой ОВ и генератор с подключённой ОВ (12 вольт).

hecs
09.09.2011, 21:21
petruha256, Ну вроде замерил. Точность механических измерений, да на китайском динамометре, сами понимаете. Но в 20% погрешность точно укладывается, скорее даже меньше. Первую таблицу подправил, там потери на обмотках не правильно считались.
Механическая мощность какая то большая получилась по отношению к электрической, но ток и напряжение мерил на нагрузке. Может что и не учёл, но пока в голову не приходит, что это может быть. Падение на мостах не мерил а смотрел по даташиту, меньше вольта на мост получается.

Александр
09.09.2011, 22:39
Вообще нужно заметить, что измерение ветра - это головная боль по определению. Рекомендуют проводить измерения по центру винта и на расстоянии от двух до четырёх диаметров винта спереди от него. Самое смешное, что даже для наших, в общем-то, небольших винтов, имеет место быть некоторая разница в скорости ветра между нижним краем и верхним краем винта. А если анемометр расположить выше винта, да ещё и на расстоянии равном диаметру, то при измерениях получится очень грустная картина. Расхождение с истиной может быть весьма большим, до 15 - 20 процентов. В любом случае, мы должны пересчитывать измеренную скорость ветра на высоте анемометра, чтобы получить более-менее правдоподобную скорость ветра по центру винта, помня о том, что скорость ветра пропорциональна корню седьмой степени из высоты.

hecs
09.09.2011, 22:59
Вообще нужно заметить, что измерение ветра - это головная боль по определению.
Это я уже заметил, на самом деле показаний раз в десять больше снято чем отражено в первой таблице. Пытался проводить обработку, отлавливая нарастание порывов, их спады и вылавливая моменты стабильного ветра. Вот перепад высот не учитывал.
Кстати в таблице холостых оборотов, обороты генератора оказались выше оборотов свободной оси. Похоже, что это учтение деформаций сказалось (изменение крепления).

hecs
10.09.2011, 11:33
Ставлю себе двойку по электротехнике и прошу не судить строго, забыл уже всё :(...
Поправьте меня, а то я всё равно чувствую, что падение мощности на обмотках и на мостах посчитал не правильно.
При трёх последовательных мостах ток через одну обмотку равен току в цепи? И тогда мощность теряемая в обмотках равна 3*I*I*Rобм. ? Или всё-таки Iобм=I/3, вернее I/2,7?
С мостами. В даташите присутствует такая фраза maximum forvard voltage drop per element, это падение на всём мосту или только на одном диоде? Если на диоде, то мощность теряемая на мостах удваивается.

petruha256
10.09.2011, 21:28
hecs, насколько я понял из второй таблицы (gen test3), то на высоких оборотах измерение механической мощности более-менее адекватные и получается, что механическая мощность минимум в 1,6 раза выше, чем электрическая, если так, то по первой таблице (gen test1) полную мощность умножаем на 1,6 и вычисляем КИЭВ - получается среднеквадратичное значение для всего диапазона =0,411, при среднеквадратичном значении Z=4,8. Тогда что тут еще учитывать? Винт практически соответствует расчету.

А вот по таблице в посте #62 - ничего непонятно, цифры не вяжутся с двумя следующими таблицами и между собой тоже.

hecs
10.09.2011, 23:17
Ну по "gen test3" вроде так и есть. Если даже считать ток на обмотке как I/2,7 и удвоить падение на мостах, то картина в общем то не сильно меняется. А таблица в посте #62, разве не подтверждает величину бесполезных потерь? И что в ней самой не вяжется? А вот расхождение в оборотах с последующими таблицами, да непонятно, хотя и объяснимо. На замеры gen test3 и gen test1 у меня двухгигабайтная карта в телефоне ушла, а на эту пару снимков сделал, думал достаточно т.к. ветер более спокойный был. Может поэтому.

petruha256
10.09.2011, 23:36
.... А таблица в посте #62, разве не подтверждает величину бесполезных потерь? И что в ней самой не вяжется?......

Еще как подтверждает, вот только вторая колонка на 5,5 м/с вываливается. Ну и данные других таблиц на этом же ветре показывают большие обороты под нагрузкой, чем в этой просто при включеной ОВ.
Т.е. если в качестве наблюдения за процессом - то нормально, а если для получения характеристик - то не очень.

hecs
10.09.2011, 23:49
Ну если нужно, могу ещё пощёлкать, хотя картина и так кажется ясной.

petruha256
11.09.2011, 02:31
Я думаю, что нечего больше щелкать. Результаты вашими стараниями есть, вполне соответствуют расчету.
Для полной проверки было бы неплохо многокрыл из 200-й трубы, но с этим думаю
надо кого-нибудь в "попутчики" дождаться, под подходящий генератор когда кто-нибудь соберется делать, т.к. делать такой винт чисто для испытаний будет расточительно.

hecs
29.10.2011, 16:41
Тихонько медленно подползаем к следующему этапу экспериментов. Генератор на базе мотор-колеса практически домучили. К нему нарисовался винт, практически идеально согласующийся с генератором и нагрузкой 2,5кВт (бойлер), во всём диапазоне интересующих ветров. Винт надеюсь всунуть в одну трёхметровую трубу. Мачту пожалуй придётся слегка удлинить.

hecs
10.11.2011, 18:13
Трубу купил, правда SN8, других у нас нет. Генератор в реальности получился чуть другой, и теперь он согласуется с тэном 1,2kW, но зато с лучшим кпд. Интересно, насколько можно превышать номинальную мощность мокрого тэна чтобы он не сгорел?

iview
04.12.2011, 21:27
Можно прикинуть сколько среда керамическая пыль+металлическая труба успеют отвести тепла от спирали к воде, потом посчитать разницу температур и сравнить с температурой плавления нихрома, если конечно тэн не китайского происхождения с простой проволоки. :unknw:
Но придётся распилить старый тэн и снять размеры.

hecs
17.01.2012, 18:27
Процесс движется только медленно, свежих поступлений на металлоломе давно небыло :). Почти все компоненты ветроголовки собрал. Нилатрон для втулок оси и амортизатора ещё не приехали, да малый шкив заменить надо, а то передаточное отношение слишком высокое получается.

hecs
14.05.2012, 10:29
Пока добрался до этого:
6631
На следующих выходных попробую шлифануть шкив и буду махи доваривать.

hecs
20.05.2012, 15:17
Нормальное состояние рабочей площадки по выходным :).
6700
Наметилась тенденция- если что то делается, то это ровно половина от запланированного:).
Зашлифовал шкив.
6701
После наварки основания махов (квадратная труба), 6мм блин превратился в блюдце.
Для компенсации конусности выставил махи в горизонт и приварил. Убрал зажимы и вуаля опять конус :bum:.
6702
Буду наверное срезать и перед сваркой выставлять с перекомпенсацией.
Надо было на болтах собирать.